Как менялся скайлайн Москвы и что такое горизонтальный небоскреб
Объем предложения жилья в небоскребах Москвы за последние семь лет увеличился в 30 раз. И хотя доля высоток в общем количестве квартир и апартаментов остается сравнительно небольшой, появление каждого нового небоскреба оказывает значительное влияние на развитие города. Небоскребы выделяются в своем окружении, заметно меняют архитектурный облик целых районов и даже формируют новые кварталы, как это произошло в случае с комплексом «Москва-Сити».
О том, как с течением времени изменилось отношение горожан к высоткам, и об истории небоскребостроения столицы — в материале «РБК Недвижимость».
Точка отсчета
Долгое время в Москве была лишь одна высотная доминанта — до XX века в городе практически не появлялось зданий выше колокольни Ивана Великого в Кремле, или 81 м. Самым высоким жилым зданием Москвы до 1931 года оставался 40-метровый дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, построенный в 1913 году, — и даже его называли «тучерезом». Однако уже к середине века он затерялся среди новых домов и утратил статус высотной доминанты.
С тех пор скайлайн Москвы изменился еще более радикально: сейчас дома в 30–33 этажа становятся частью повседневной застройки. Более того, город постепенно переходит к американской метрике, когда небоскребами считаются не просто многоэтажные здания высотой от 100 м, а высокотехнологичные комплексы с уникальной архитектурой и высотой от 150 м — за рубежом их называют «супертолы».
Из таких небоскребов уже создан целый квартал — «Москва-Сити», который сейчас включает в себя 19 башен, а еще несколько строятся. Самая большая доля от всего построенного и строящегося здесь пришлась на компанию Capital Group, в том числе знаменитые башни МФК «Город Столиц» и ОКО. Проект последнего разрабатывало американское архитектурное бюро Skidmore, Owings and Merrill, также создавшее и самую высокую башню в мире — Бурдж-Халифа в Дубае. Кстати, большинство первых небоскребов в столичном Сити спроектированы иностранными архитектурными бюро, но сегодня и российские бюро успешно реализуют здесь свои проекты.
ОКО отличается от других башен в Сити не только историей своих создателей, но и форматом: небоскреб впервые в «Москва-Сити» предложил будущим резидентам полностью готовую отделку апартаментов, включая встроенную кухню и премиальную сантехнику. Такие апартаменты стали одними из наиболее востребованных в деловом кластере — сегодня в продаже представлены уже немногочисленные лоты.
Дальше — больше
«Москва-Сити» — уже не единственный московский район с высотными доминантами. С 2017 года количество небоскребов на рынке новостроек Москвы увеличилось более чем в полтора раза (а с 2013 года предложение выросло в 30 раз!): сейчас в продаже представлено 47 проектов, в которых как минимум один корпус выше 100 м.
Среди таких новостроек — небоскребы в так называемом «Большом Сити», вокруг делового комплекса. Наиболее заметный в городском ландшафте из них сегодня — комплекс небоскребов Capital Towers девелопера Capital Group, который реализуется на Краснопресненской набережной. Он отличается от башен Сити уже за счет своего статуса — здесь продаются квартиры, а не апартаменты. Проект привлекает и новой для делового центра города концепцией — идеальная среда для семейного проживания: три башни строятся у парка «Красная Пресня», то есть немного в отдалении от бешеной энергетики делового комплекса, но при этом и в шаговой доступности от Сити, что позволит будущим жителям значительно экономить время в пути на работу и больше времени проводить с детьми.
Как отмечает коммерческий директор Capital Group Петр Исаев, из всех девелоперов, строивших небоскребы на территории «Москва-Сити», Capital Group — единственная компания, которая не остановилась на проектах в деловом кластере и продолжила реализацию небоскребов в других районах Москвы. Такая инициатива поддерживается спросом со стороны покупателей — все больше людей вовлекаются в так называемую skyminded-жизнь: особый стиль жизни, присущий резидентами небоскребов и отличающийся высокой динамикой ритма. Подтверждается это и цифрами: по данным девелопера, в конце 2020 года объем предложения квартир и апартаментов в небоскребах был на 4% меньше, чем в конце 2019 года, или 255,1 тыс. кв. м.
В то же время игроков в сегменте высотного строительства больше не становится — ведь для того чтобы реализовать небоскреб, необходимы уникальные компетенции и экспертиза. Поэтому высотными проектами в Москве занимаются признанные лидеры небоскребостроения.
Выход за рамки
Интересно, что высотки привлекают внимание не только потенциальных резидентов, но и владельцев квартир в окружающих небоскребы домах. По данным риелторов, прямой, ничем не загораживаемый вид на «Москва-Сити» делает любую квартиру дороже на 15%. А что если это будет вид из здания абсолютно нового формата, «горизонтального небоскреба»?
Исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько рассказывает: именно в типологии «горизонтального небоскреба» спроектирован жилой комплекс «Бадаевский» на Кутузовском проспекте. Небоскреб — это всегда технологический прорыв, а «Бадаевский» также «находится на грани, на рубеже возможного с точки зрения технологий, внимания к деталям, инженерных инноваций, необходимых для реализации архитектурной задумки».
Архитектурная концепция «Бадаевского» беспрецедентна и была разработана швейцарским бюро — лауреатом Притцкеровской премии Herzog & de Meuron. Сам проект получил архитектурный «Оскар» — три награды международной премии World Architecture Festival. Проект объединил исторические здания завода и футуристические «парящие» дома в единый квартал, который, по замыслу авторов, станет новой достопримечательностью и одним из символов Москвы.
Виды из «Бадаевского» тоже будут на высоте — парящий дом построят на стройных колоннах: «Первый этаж будет находиться на уровне 35 м, что примерно равно высоте десятиэтажного жилого дома. Кроме Сити и набережной, жителям даже первых этажей будут доступны высотные панорамы Дома Правительства РФ, гостиницы «Украина» и исторических зданий завода», — говорит директор по продажам Capital Group Оксана Дивеева. Она добавляет, что для жизни в «Бадаевском» с детьми есть и еще один аргумент: «Это будут не каменные джунгли, а квартальная застройка со своим парком, с продуманной в нюансах концепцией, сочетающей общественные пространства и приватную жизнь покупателей».
Но, конечно, даже «Бадаевский» и новейшие небоскребы московского Сити нельзя считать конечной точкой эволюции в высотном строительстве. «Небоскребы будущего по определению будут отличаться от небоскребов сегодня — как минимум потому, что небоскреб всегда подразумевает некую инновацию, технологический прорыв, вечное стремление за новой высотой, новой возможностью, появление нового достижения», — рассуждает исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько. Так что скоро в Москве могут появиться новые архитектурные символы — от уже известных лидеров строительства небоскребов.
Видео: Небоскребы. Скайлайн Москвы