Архитектор Марко Казамонти: «Мы стараемся делать проекты вне времени»
Девелоперская компания MR Group приступает к строительству нового проекта — им станет премиальный клубный дом в Крестовоздвиженском переулке в центре Москвы. По условию застройки участка девелопер обязан сохранить соседнее жилое здание начала XX века — памятник истории. Архитектурным автором проекта выступил глава итальянского бюро Archea Associati Марко Казамонти. Это бюро было основано в 1988 году во Флоренции и на сегодняшний день объединяет более 100 местных архитекторов. Казамонти закончил проектирование клубного дома в Москве еще в конце 2021 года, тогда же было записано и наше с ним интервью.
— Расскажите о проекте в центре Москвы, над которым сейчас работаете.
— Когда мы начали проектировать новый клубный дом в Крестовоздвиженском переулке Москвы, поняли сразу, что это необычный, уникальный проект. Сделать что-то рядовое было бы преступлением, причем не только для нас как архитекторов, но и для города.
Это же уникальное место — самый центр Москвы, исторический центр! Рядом Кремль, старинные улицы Знаменка и Воздвиженка. Все соседние здания и кварталы имеют большую ценность — и историческую, и архитектурную, и в денежном выражении. То есть перед нами изначально стояла сложная задача, к тому же одним из требований в проекте было сохранить модернистское здание советской эпохи.
— То есть сам проект — это частично редевелопмент?
— Да, мы сохраняем старый жилой корпус, к которому добавляем приставку «ре»: редевелопмент, реконструкция… Это жилое здание 1930-х годов постройки. Однако основной объем нашего проекта — новое строительство.
И проект стал вызовом для нас как для архитекторов. Исторический жилой корпус задал строгое направление работы с новым зданием — его размеры, фактуру и стилистику. Например, по всем законам архитектуры ширина фасада нового дома в Крестовоздвиженском переулке должна быть небольшой. Для этого мы визуально поделили фасад нового здания на несколько частей. Благодаря такому приему комплекс не кажется громоздким, он вписан в ткань переулка. Когда смотришь на проект со стороны, то создается впечатление, что перед нами несколько разных зданий. Но все-таки это одно целое.
А со стороны двора мы создаем впечатление абсолютного «прайваси» и так же делим объем по уровням, но уже вертикально. Нижняя часть дома сделана из камня, а верхняя соединяется единой металлической конструкцией — так называемой шапкой.
Тем самым мы хотим показать в одном проекте всю многогранность московской архитектуры, соединить эпохи и стили. Поэтому если мне задают вопрос, современное это здание или классическое, я отвечаю: и то и другое. Мне кажется, что в Москве таких зданий еще нет.
— Почему?
— Я родился во Флоренции. Это город Ренессанса, градостроительный секрет которого в миксе архитектуры — римской и современной на то время. Так же и наше здание — соревнование между классикой (можете называть это модернизмом) и современностью. Считаю, что каждый житель будет ценить, что живет в историческом доме, но со всем комфортом современной жизни. Вот этот микс и есть секрет нашего проекта.
— Это эклектика?
— Отчасти. Но я бы назвал наш проект мультикультурной архитектурой. Такова Москва, такова вся Россия.
— Вы бывали в Крестовоздвиженском переулке перед началом проектирования? Опишите пространство, которое окружает ваш дом.
— Первое правило хорошего архитектора — прогуляться несколько раз в местах, где должен быть новый проект. Переулки между Воздвиженкой и Знаменкой — очень красивый район. Считаю, что правильно сделали департамент культурного наследия московского правительства и MR Group, решив сохранить историческое здание, от которого мы отталкиваемся.
— А как совместить наследие советской архитектуры XX века с премиальным жильем XXI века?
— Правильный вопрос, в этом ключ ко всему проекту.
Приведу один пример. Классической и модернистской архитектуре присущи вертикальные окна, которые как бы поддерживают устремленность ввысь. В нашем проекте — панорамные окна, от пола до потолка. То есть современники смотрят на мир шире, им нужно больше света.
— Чем вы руководствовались при работе над фасадами, выборе материалов отделки и колористики?
— В историческом здании фасад оштукатурен, это традиционно. А фасад нового корпуса — камень и латунь. Главный фасад выглядит более камерным, он насыщен деталями. А вот внутренний фасад, наоборот, более открытый, лаконичный, потому что он смотрит на парк во дворе.
Цвет фасада абсолютно нейтральный для городской застройки. В центре Москвы я видел много очень ярких зданий — голубых, зеленых, красных. Если бы мы использовали такие сильные тона в нашем проекте, проиграли бы. Поэтому выбрали более мягкие, светлые. Неяркие, несильные. Чтобы не убивать атмосферу местных переулков.
— То есть вы хотите, чтобы дом был незаметным?
— Наш дом обязательно заметят. Но он не так сильно вырывается из общего контекста, и это можно сделать за счет деталей. Обратите внимание на декор фасада: один элемент тонкий, другой потолще, выделяются формы, углубления. Таким образом, у фасада появляется… вибрация, он перестает быть плоским. Или посмотрите на декор колонн — они имеют дорический ордер, то есть современную интерпретацию этого классического стиля. Незаметно, но грациозно!
В историческом корпусе яркими деталями служат оконные рамы из бронзы. Мы бы так никогда не сделали в Италии, но в Москве это выглядит органично и уместно. Это и есть связь между старым и новым.
Именно так и создается стиль. Каждый, кто окажется в Крестовоздвиженском переулке рядом с новым клубным домом, будет понимать, что перед ним эксклюзивная архитектура.
— Что можно сказать об общественных интерьерах нового дома? Какими вы их видите?
— Лобби и холлы, над которыми мы работаем, напоминают типичные итальянские интерьеры 1930-х годов, но в миксе с современностью. Мы сочетаем классические элементы в виде деревянных панелей со стойкой ресепшена из мрамора. Мы видим в этом гармонию, стиль.
— Как выстраивается работа с девелопером? Приходилось ли идти на какие-то компромиссы? Как вообще найти баланс между интересами бизнеса и архитектуры?
— MR Group — фантастическая команда. Девелопер поставил четкие границы и дал возможность делать уникальный проект. Никаких компромиссов, хотя, вы правы, архитектура всегда сталкивается с бюджетом. Так всегда было в истории: даже когда в Риме строили собор Святого Петра, архитекторы тоже отталкивались от бюджета, а не от своих желаний. Но в итоге все-таки сделали шедевр.
— Что в архитектуре дома в Крестовоздвиженском есть от ваших прошлых проектов?
— Этот дом в центре Москвы — абсолютно новый опыт для нашей команды. Строя в центре такого города, как российская столица, нельзя повторяться, нельзя заимствовать идеи. Мы готовы вложить в этот проект весь наш культурный опыт, как и умение работать с классикой и современными проектами.
— За время работы над проектом столкнулись ли с какими-то неожиданностями?
— Мы обрадовались, когда поняли, что девелопер полностью разделяет наши взгляды на философию проекта: это не просто здание с квартирами, это здание, которое принадлежит городу и украшает его.
— Какими будут квартиры в этом доме?
— Идея была спроектировать квартиры правильной формы — чтобы покупатель мог сделать со своим пространством все что захочет.
Единственное, что могу сказать: между планировками квартир в Москве и в других странах мира есть большая разница. В Москве зимой холодно, поэтому в каждой квартире необходимо большая входная группа — прихожая, — где можно раздеться, повесить одежду и так далее. А в теплых странах, например в Италии, это необязательно, ты сразу попадаешь в квартиру.
— Я заметил, что вы, работая над фасадами, уделили внимание архитектурной подсветке. Почему это важно?
— В таком городе, как Москва, это имеет очень важно значение. Вы только посмотрите, как красива Москва ночью! Мы были в ресторане на крыше небоскреба, весь вечер я провел, любуясь панорамой ночного, но яркого города. Считаю, что Москва — это как Париж в XIX веке, когда его называли «городом света».
— Дом в Крестовоздвиженском переулке — это архитектура на пике моды? Или это архитектура вне времени?
— Мы всегда стараемся делать проекты вне времени. Я абсолютно точно могу представить это здание в этом месте, но через 100 лет. Оно по-прежнему будет органично выглядеть и полноценно принадлежать этому городу.
— Есть ли запрос на какую-то аскетичность, минимализм в премиальном девелопменте?
— Да, я считаю, упрощенной классики будет все больше и больше в современной архитектуре. Это общемировая тенденция, которая зародилась в Италии в 1930-х годах. В московском проекте мы сознательно хотели упростить некоторые элементы, но после консультаций решили, что Москва еще не готова к чисто современной стилистике. И поэтому мы были на грани. Можно сказать, что фасад, который смотрит на дорогу, более классический, а фасад, который выходит во двор, более современный.
— Какие магазины или рестораны вы видите на первом этаже дома? Вы спроектировали такие большие витрины.
— Это должен быть необычный ретейл: эксклюзивный бутик, дорогой ресторан, галерея искусства или антикварный. Это магазины, куда люди приходят специально, а не случайно или ежедневно.
— А кого вы видите жителем такого дома в таком месте?
— Это люди, которые любят жить в центре, любят прогуливаться по центру. Они имеют привилегию жить в здании, которое построено и спроектировано с уникальными элементами отделки. Это люди, которые понимают, что настоящий люксовый стиль не сияет золотом и бриллиантами, это не мрамор и золото. Настоящий люкс — это качество жизни. И в таком здании, могу сказать с уверенностью, жизнь будет очень комфортной.
— Нарисуйте образ этого дома одним предложением.
— Отражение города с большой историей в одном здании.